Сокол из подземелья

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Посвящается моему прадеду Герою Советского Союза, лётчику-истребителю, капитану Галкину Михаилу Петровичу.

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Детство Михаила. Золотые пески Кочкаря

Михаил родился 22 февраля 1917 года на прииске Кочкарь в Пластовском районе Челябинской области. Кочкарь - маленькое село с богатейшей историей. Отправным годом летоисчисления Кочкаря считается 1763 год. Золото Кочкаря - главное золото Южного Урала. Рудное золото добывается в Кочкарском месторождении. В XIX и начале XX веков село с таким, казалось бы, неблагозвучным названием (на мишарском диалекте татарского языка слово «кочкар» означает племенной баран) стало столицей южноуральского Клондайка. Если бы не революция, Кочкарь вполне мог бы стать городом. Уже в то время дома здесь строили из камня.

Кочкарские карьеры рукотворны. Долго, тяжко, рискованно, хворобно - они были выковыряны руками физически изможденных людей, вывалянных в пыли свинцовых руд, простуженных сыростью забоев, надсаженных тяжестью каменных глыб... Вот такой была родина Михаила.

В июле 1919 года отец Михаила заболел сибирской язвой и через несколько дней умер, оставив троих детей. Оказавшись в таком тяжёлом состоянии, мать, ожидавшая четвёртого ребёнка, вынуждена была переехать на Челябинские угольные копи к своему брату Александру Фёдоровичу Сурову. Здесь она устроилась работать сторожем-уборщицей в школу, а позднее стала рабочей на погрузке угля в железнодорожные вагоны. Вскоре родился братик Юрий. Зимой 1920 года мать Михаила - Екатерина заболела желтухой, и её положили в больницу. Белобандиты ночью подожгли больничные бараки. Спасая больных (а на улице был сильный мороз), их выбрасывали на улицу в нижнем белье. Екатерина Федоровна Галкина, не приходя в сознание, умерла от скоротечного воспаления легких. И еще четырьмя круглыми сиротами стало больше на земле.

После смерти матери детей забрала к себе бабушка Прасковья Егоровна Сурова. Наступало голодное время. Всё, что можно было съесть, подходило к концу: ели траву-лебеду, из старых шкур телят варили холодец. Все это можно было съесть, пока было молоко… Выходила бабушка и Кольку, и Мишу с Зиной, только полуторагодовалого Юрочку не смогла она отстоять у голодного и страшного 1921 года.

По соседству с Прасковьей Егоровной жила одинокая тетя Дуня. У нее не было никого из родных. Работать она не могла. Время от времени ходила по соседям, нянчила детей. Так она часто приходила к Галкиным, за кружкой молока или крынкой простокваши, когда доилась корова. Как-то раз ей принесли нянчить ребенка, а на гостинец дали мороженой рябины и сахарину. Из этой рябины тетя Дуня готовила чай или кашицу. Она, видя беду сирот, приглашала Мишу на это лакомство. Так незаметно тетя Дуня и Миша подружились.

Все в семье с нетерпением ждали, когда отелится корова. Миша с его старшим братом Колей, не ложились спать и ждали, когда им бабушка из первого удоя - молозива сделает запеканку. Началось строгое распределение молока, телку отдали тете Дуне, связавшей теперь свою судьбу с судьбой Галкиных.

Дети подрастали, баба Пана работала. И в третий раз осиротели ребятишки Галкины: умер Иван Суров - и дядя, и приемный отец, болевший прогрессирующим туберкулезом. И оставил на полуголодное прозябание Иван Федорович Суров целую коммуну из восьми душ нетрудоспособных: мать – старуху (Прасковью Егоровну), бобылку Дуню с ее пожизненной надсадой, троих приемышей и жену Анну с двумя грудными погодками. Надо было кому-то работать. Кому? С большими трудностями приняли Колю Галкина на работу. После первой же смены с полегчавшей заботой на сердце уступила бабушка старшему внуку свое место за столом.

В 1926 году Михаил пошел в школу. Учился он хорошо, и не по годам был очень любопытный. Он активно участвовал во всех школьных мероприятиях пионерского отряда, в котором был с 1927 года, и с благодарностью вспоминал свою первую учительницу Зинаиду Ивановну Иванчикову. Миша рос, помогая во всём бабушке, но и шалить, не забывал. Ширмач - называли его в деревне. В 1930 году Миша окончил школу 1-й ступени и в том же году начал трудовую деятельность на золотом прииске.

Вот вам и ширмач!

Жить Галкиным становилось труднее. Ввели трудодни, ввели карточную систему, отменили трудовую деятельность по частному найму, прикрыли частные лавочки, пересмотрели положение об иждивенчестве, и пришлось Прасковье Егоровне, решать и эту проблему: «Анна пойдет работать на своих иждивенцев, - рассуждала она. - Зину выдвигают на курсы учителей – ей тоже какойникакой положат паек. Николай меня с Мишкой запишет на себя. А тетю Дуню на кого? Забыли?»

«Не забыли, да к кому ты ее пристегнешь, даже в дальнем родстве ни с кем из нас не состоит. Делиться будем, она с нами делилась», - решили в семье.

А чем делиться? Месячное ученическое жалованье кормильца Кольки – 13 руб. 50 коп.

«Значит, пятнадцать, шестнадцатый тебе? – переспросил инспектор. – А ты не на цыпочках стоишь? Нука, отойди от стола подальше. Ладно, комиссия, какая вдруг спросит – не забывай: шестнадцатый тебе. В мехцех учеником пойдешь? Паек по первому списку».

«А иждивенцам - тоже?»

«Иждивенцам - тоже, да у тебя-то кто?»

«Мать. Приёмная. Она это…ну, нетрудоспособная…»

Брал ли кто еще в неполные тринадцать лет на полное иждивение совсем чужую тетю? Вот уж митингов и разговоров было в околотке…

«Мишка то… Галкин … ну, коммунёнок этот. Слыхала? Дуню бобылку в матери взял. Вот вам и ширмач!»

Трудовая жизнь Михаила

Так в трудовом коллективе началось взросление Миши, и формировались отношения к труду, к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки. Михаил прошёл нелёгкий жизненный путь, он работал и учился в вечерней школе. Тогда же он проявил интерес к самолётам. Шли годы. Менялась и росла страна. Появилось стремление встать на ноги, на четвереньках в люди не выйдешь.

Галкины доучивались вечерами после работы. И водило их в школу всеобуча общее для тогдашних сирот стремление выбиться в люди. А этим надо было еще и выжить, чтобы выжить – надо учиться дальше. Девизом в жизни Миши были слова: если быть, то быть первым!

В декабре 1930 года приступил к занятиям на рабфаке, в 1934 году закончил его. Работал учеником слесаря, слесарем в механическом цехе. Позднее работал на строительстве подстанции Челябинской ГРЭС, на Северном руднике прииска Кочкарь хронометражистом.

Прасковья Егоровна не дождется правнуков, не порадуется за внуков. Она умрет в 1934 году после того, как выберется из весеннего потока, в который сорвётся со скользкого перехода в две жердочки, возвращаясь с приработка. А радоваться было бы чему: Николай, окончив Свердловский горный институт, вернется инженером и станет впоследствии директором всего Кочкарского приискового управления, Зина – учительницей, Михаил – летчиком, сколько бы ни пытались разубедить его родственники. Николай уговорил Мишу поехать на велосипедах в посёлок Тыелгу за сто верст к дяде Александру Фёдоровичу Сурову, надеясь на его помощь. В 1936 году старательской бригадой А.Ф. Сурова, был найден уникальный золотой «куст», из которого было вытащено 43 кг 260 г золота. А самородок весом 14 кг 318 г названный «Большой Тыелгинский» до сих пор хранится в Алмазном фонде России. Не смог отговорить Николай брата, Миша Галкин поехал в Ворошиловградскую военную школу пилотов.

Учёба в военной школе

Призывную комиссию Михаил Галкин прошел лишь со второй попытки (в 1936 году), а тогда, год назад, его признали негодным вообще ни к какой службе в рядах Красной Армии и завернули обратно в свой Пласт из первого же кабинета. Заворачивали, не задумываясь: желающих летать было куда больше, чем строилось самолетов, несмотря на осознанные и добровольные, поэтому полупудовые пожертвования чистым золотом. И в 1936 году уже по комсомольской путевке Миша был направлен в летное училище.

Михаил, готовясь к поездке в лётную школу, неожиданно для всех совершает важный в своей жизни поступок. В 1936 году он женится. Вскоре у него родилась дочь Тамара. Сроки учёбы в школе пилотов были очень сжаты, а программа насыщенна большим объемом знаний. Учащиеся ежедневно изучали не только материальную часть, аэродинамику, самолетовождение, но и усиленно занимались физической закалкой. Не всё у Михаила было гладко в период учебы. Случалось, среди отметок появлялись записи «удовлетворительно» и даже однажды отстранение от полёта. Из книжки учета усвоения летной программы: «Галкин М. П. прибыл в Ворошиловградскую военную школу пилотов (летчиков) 19 августа 1936 года, зачислен в 3е звено 2го отряда 7го выпуска 3й эскадрильи. Приступил к обучению на учебном самолете 3 марта 1937 года, окончил обучение на учебном самолете 21 октября 1937 года. Инструкторами были: на учебном самолете - Шахов А.А.; на боевом самолете - Ивлев В.А. Было сделано с 7го мая 1938 года по 22е ноября 1938 года: вывозных полетов – 70, самостоятельных – 87, контрольных – 50. Учение происходило на самолетах «У-2», «И-5», «И-15» и «И-15 бис». Все зачеты приняты с оценками «отлично» и «хорошо». Присвоено звание «младший лейтенант».

Служба после школы

23 ноября 1938 году окончил Михаил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. При выпуске ему присвоили звание младшего лейтенанта и направили на воинскую службу на аэродром города Смоленска. Он стал квалифицированным офицером вооруженных сил Советского Союза. После окончания лётной школы, участвовал в мероприятиях по восстановлению в Западной Белоруссии, в Западной Украине, Бессарабии советской власти и воссоединению их с народами СССР. Службу проходил в составе 4-го истребительного авиационного полка в Белоруссии. Участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию в 1939 году. В декабре 1939 года полк был передан с состав ВВС 8 армии, и базировался на аэродроме Суоярви.

Советско-Финляндская война

Советско-Финляндская война была явлением малозаметным и отчасти позорным для Советского Союза. Официальным поводом к войне стал «Майнильский инцидент». Советское правительство обратилось к правительству Финляндии с нотой, в которой заявлялось, что наши войска, расположенные на границе с Финляндией, были обстреляны артиллерийским огнём. Советское правительство требовало отвода финских войск от границы во избежание повторных инцидентов. И в 22 года мой прадед попал на военные действия русско-финского конфликта, на первую в его жизни войну.

В январе-феврале 1940 года в составе полка лейтенант Галкин участвовал в боевых вылетах на прикрытие войск, на штурмовку и бомбометание финских позиций. 19.05.1940 года был награждён орденом Красной Звезды.

Их 4й истребительный авиаполк перебазировался на Ладожское озеро, лед которого использовали под аэродром. Из-за ошибки лётчика при взлёте Михаил свалился в пике, и удар об лед был настолько сильным, что его сорвало с ремней крепления и выбросило из кабины. Михаил две недели не приходил в сознание: сильное сотрясение головного мозга и потеря зрения. Врачи вернут ему зрение, но к тому времени с Финляндией будет уже подписан мирный договор. Из четырех месяцев провоевал Галкин менее двух, но в представлении к ордену Красной Звезды сказано будет, что сделал он 35 боевых вылетов, уничтожив много живой силы и техники противника. После окончания боев полк был перебазирован на юг, в Одесский военный округ.

Война с фашистской Германией

22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия, без объявления войны, нарушив мирный договор с СССР, вероломно напала на нашу родину. Началась война не на жизнь, а на смерть. В числе первых, кто встретил удары фашистских вооруженных сил, были летчики, находившиеся у самой государственной границы. Началась немедленная эвакуация семей военнослужащих из ближайших населенных пунктов.

Семья Михаила была в Кишинёве, на другой же день жена с дочкой эвакуировались. Он велел семье отправляться в Пласт – мол, до Урала немцы не дойдут.

Здесь, 22 июня 1941 года вступил в бой с захватчиками в составе 20-й смешанной авиадивизии и командир звена лейтенант Галкин.

САД

Дивизию надо было назвать комсомольской: самому комдиву едваедва минуло двадцать семь лет. В дивизию была собрана вся обстрелянная и необстрелянная молодежь. И командиром назначен двадцатисемилетний генерал-майор авиации Александр Степанович Осипенко…да, только за первый месяц Великой Отечественной 20я САД двумя полками сбила в воздушных боях 126 вражеских самолетов, почти вдвое больше количественного состава этих истребительных полков. За триста дней войны 20я САД совершит более 20 тысяч боевых вылетов, собьет и уничтожит 420 немецких стервятников. И первым воздушным боем с вражескими пикирующими бомбардировщиками руководил лейтенант Михаил Галкин, командир звена 4й эскадрильи 4го истребительного авиаполка. К августу 1941 года лейтенант Галкин совершил 58 боевых вылетов, участвовал в 18 воздушных боях, в которых сбил пять самолетов противника: 2 бомбардировщика Ju-88, 2 истребителя Ме-109 и 1 разведчик PZL-43. В начале августа 1941 года на Крымском перешейке в одном из воздушных боёв Михаил был тяжело ранен. Фронтовая газета «На штурм» от 17 апреля 1942 года посвятит Михаилу всю вторую страницу газеты (Приложение 2).

Летающие кладбища

Врачи говорили, что летать он больше не сможет. «Смогу!» – сказал он и получил назначение туда, где формировался истребительный авиаполк, вблизи Новосибирска, на станции Обь. Его назначили командиром второй эскадрильи 283 ИАП. Началась упорная работа по подготовке молодых летчиков-истребителей к действиям на фронте и освоению новых самолетов. 27 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза. Михаил одним из первых уральцев стал Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне. 8го мая 1942 года 283й ИАП был окончательно укомплектован. 23 мая 1942 года 283й ИАП прибыл на станцию Чкаловскую.

Во всех родах войск ширилось снайперское движение, изобретались новые тактические приемы в неравных боях. И Военный совет поддержал предложение политуправления Волховского фронта о развитии снайперского движения и проведения первого слета снайперов. Прибыли на слет в июле 1942 года стрелки пехотинцы, артиллеристы, минометчики, танкисты -летчики всего 130 человек. Летчик–истребитель, Герой Советского Союза старший лейтенант Михаил Галкин был среди них.

Последний бой

Человеку свойственно предчувствовать. Беду. Радость. Смерть. Особенно свою. И особенно воюющему. Его атаковали. В полку ходили слухи о каком-то его «хитром маневре», но это был скорее отчаянный маневр, ни понять, ни повторить который никто не мог. Не мог или не решался? О сбитых Галкиным четырех вражеских истребителях не было подано сведений никуда: одна из посланных поисковых групп «установила», что во время воздушного боя самолет его пошел со снижением и упал в расположение противника. Мог попасть в плен… Мог сдаться…

Не вернулся из последнего боя Михаил Галкин 21 июля, в конце августа на всякий случай уведомили жену и дочь. Не мог Галкин ни сдаться, ни попасть в плен: пропал без вести 21 июля, а тело его случайно обнаружил солдатсвязист 1 октября на нашей территории, в трех километрах от штаба армии и в восемнадцати от аэродрома базирования 283го ИАП. И прибывшая на место гибели Героя комиссия во главе с полковым врачом установила, что на одежде его и открытых частях тела нет следов поражения пулями или осколками. И еще было установлено, что в радиаторе его самолета три пробоины. Значит, Галкин совершил вынужденную посадку. Отползти от истребителя у Михаила хватило сил лишь на триста метров: самолет с тремя пробоинами в радиаторе садил он на «живот», и корневище поваленной сосны, содрав обшивку, раздробило ему голени обеих ног. Неужели не искали? А если искали, то как? Возле погибшего – ракетница, с десяток ракетных гильз, браунинг, пистолетные гильзы. Ночью не зависающая ракета. Но что сделаешь теперь, если тогда ничего не смогли сделать: война есть война. Машину вернули в строй…

21 июля в день гибели, Михаилу Галкину было всего 25 лет. Всего 64 дня провел Михаил Галкин в действующих частях, и за это время им было сбито и уничтожено на вражеских аэродромах – 28 самолетов противника.

3 февраля 1987 года приказом №7 Зам. МО СССР по кадрам были

внесены изменения и дополнения в ст.173 приказа ГУФ КА №0769 от 19.09.1942 года в отношении воинского звания и судьбы Галкина М.П.

СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ: Герой Советского Союза капитан Галкин Михаил Петрович - командир эскадрильи 283 истребительного авиационного полка, погиб на фронте при выполнении боевого задания 21 июля 1942 года.

Похоронен Михаил на братском кладбище советских воинов в посёлке Будогощь Киришского района Ленинградской области. Именем Героя названы улица в его родном городе и средняя школа № 10.

Братское кладбище советских воинов в п. Будогощь
Краеведческий музей средней школы п. Будогощь, где бережно хранят память о моём прадеде

Автор: Михаил Вахтин, 4 «А» класс, МАОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 16», г. Миасс

Руководитель: учитель начальных классов МАОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 16» Каткова Татьяна Геннадьевна

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру